Занятие № 21

Тема "Планеты солнечной системы. Проводим собственное исследование"

На занятии дети представили очень интересную информацию о планетах солнечной системы, которую они нашли вместе с родителями в энциклопедиях и интернете. Большое спасибо родителям за помощь детям,  поддержку их познавательного интереса! Также на занятии с помощью опыта дети смогли убедиться, что планеты солнечной системы не падают и не сходят со своих орбит за счет постоянного движения вокруг своей оси и по орбите. Во второй части занятия дети ко Дню космонавтики сделали "ракету", которая движется за счет выталкивающей силы воздуха. 


Занятие № 20 (09.04.2018)

Тема "Планеты солнечной системы"

На занятии дети посмотрели познавательный фильм и узнали, что все планеты вращаются вокруг себя и вокруг солнца, что все планеты движутся каждая по своей орбите, опытным путем узнали, как длина орбиты влияет на скорость вращения планет вокруг солнца. На занятии дети опытным путем узнали почему в космосе темно. Также на занятии дети выяснили, что темные предметы быстрее нагреваются на солнце, чем светлые.


Занятие № 19 (02.04.2018)

Тема "Солнце – источник жизни на Земле"

На занятии дети получили знания о Солнце, о космосе, планетах солнечной системы.Дети опытным путем узнали, как происходит смена дня и ночи на Земле, узнали, что чем ближе планета находится к солнцу, тем на ней выше температура; сравнили размеры солнца и Земли, и других планет. На занятии дети посмотрели познавательный фильм о солнце, узнали как появилось солнце, увидели какие вспышки постоянно происходят на солнце; сделали вывод: почему на нашей планете есть жизнь.


Занятие № 18 (26.03.2018 г.)

Тема "Свет. Проводим собственное исследование"

На занятии дети провели собственное исследование и узнали  какие тела и вещества пропускают свет, а какие нет. Результаты своего исследования дети записали в дневник наблюдений. В конце занятия дети рассказали о своих наблюдениях.


Занятие № 17 (19.03.2018 г.)

Тема "Свойства света. Продолжение"

На занятии дети продолжили знакомиться со светом и его свойствами. С помощью стеклянной призмы и фонарика, дети смогли получить радугу (волны разной длины, а свет и есть волна! имеют разные показатели преломления. Поэтому если на призму направить смешанный пучок волн (который нам видится просто белым прозрачным), то призма каждую волну отклоняет на свой угол: меньше всего отклоняет волны, которые мы воспринимаем глазом как красный цвет, а больше всего - фиолетовые. Так из обычного белого света рождается радуга!). А еще дети смогли увилеть радугу в волшебные очки, с помощью которых, глядя на любой источник света, можно увидеть радугу.

Также, на занятии детям нужно было решить проблемную ситуацию: почему не видно луч от лазерной указки до стены, а видно только точку на стене, а когда педагог кинул по направлению луча муку, то дети увидели луч? Рассуждая, дети смогли объяснить увиденное: свет виден только тогда, когда он отражается от какого-нибудь предмета и воспринимается нашими глазами; свет отразился от частиц муки и мы увидели световой луч.


Занятие № 16 (12.03.2018 г.)

Тема "Свет. Свойства света"

 

На занятии дети  из познавательного фильма и опытов получили знания о Солнце, солнечном луче, о свойствах света (свет может проходить сквозь прозрачные тела и вещества, свет движется по прямой, отражение и преломление света).  Дети узнали, что энергия Солнца, которая обогревает и освещает Землю, передается на нашу планету в виде световых волн. С помощью модели,смогли увидеть световую волну. Также дети, с помощью радужных волчков, смогли увидеть что все предметы способны частично отражать, а частично поглощать свет. Наш волчок отражает все семь цветов радуги, которые наш глаз улавливает почти одновременно и поэтому воспринимает их вместе как белый.

Также на занятии дети выяснили, что источники света бывают естественные и искусственные.


Занятие № 15 (19.02.2018 г.)

Тема "Магнитная игрушка своими руками"

На занятии дети изготовили магнитную игрушку-конструктор "Подставка для карандашей".


Занятие № 14(14.02.2018 г.)

Тема "Путешествие на северный полюс"

На занятии дети поиграть  в сенсорную игру «Ледокол в океане», используя магнит, и сделали свою игрушку "ледокол", используя железную скрепку и магнит.


Занятие № 13(12.02.2018 г.)

Тема "Почему белому медведю не холодно в ледяной воде"

На занятии дети выяснили почему не могут встретиться белый медведь и пингвин; посмотрев познавательный фильм и, проведя опыт,  выяснили почему медведю не холодно в ледяной воде.Также дети из познавательного фильма получили знания о ледоколе - корабле, который разбивает льды, двигаясь к полюсу.


Занятие № 12

Тема "Земля - магнит" (29.01.2018)

На занятии дети посмотрели познавательный фильм, из которого узнали, что наша планета Земля является огромным магнитом, познакомились с полюсами Земли, узнали чем они отличаются и на каком полюсе холоднее. Также на занятии с помощью иглы и магнита, дети сделали свой компас.Мы намагнитили иглу, потерев ее о магнит; и она стала маленьким магнитиком со своим магнитным полем, которое взаимодействуя с магнитным полем Земли, стремится с ним в одно магнитное поле. Разноименные полюса будут притягиваться, и северный полюс иголки повернется в сторону магнитного южного полюса Земли.  


Занятие № 11 (второе занятие января) - 22.01.2018

Тема "Магнетизм. Магнитное поле" (продолжение)
На занятии дети с помощью опытов смогли убедиться,что магнитное поле действует на железные предметы через вещества и материалы (в наших опытах - это картон, песок, вода, пластмасса). Также на занятии дети имели возможность с помощью научных игрушек, направленных на свойства магнетизма, закрепить в игровой форме знания об этих свойствах.


Занятие № 10 (первое занятие января)

Тема "Магнитное поле"
На занятии с помощью опытов дети узнали, что вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то называется "магнитным полем". Магнитное поле не зависит от величины самого магнита, а зависит от его магнитных свойств. С помощью железных опилок, насыпанных в прозрачную коробочку, дети смогли увидеть магнитное поле. Если  поднести снизу коробочки магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры".Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут от положительного полюса к отрицательному. Также на занятии с помощью опыта дети убедились, что магнит может передавать магнитные свойства обычному железу (в нашем опыте - скрепкам).


Занятие № 9 (первое занятие декабря)

 Тема : Магнетизм

Сегодня мы начали нашу новую исследовательскую тему - магнетизм.
Вступительный разговор с детьми показал, что, хотя дети и знают о действии магнитов,  они не вполне понимают, что это такое. Мы провели эксперимент: обследовали помещение и нашли предметы, к которым "приклеится" магнит. Дети сделали вывод что магнит "приклеился" к металлическим предметам и предметам с металлическими элементами. Далее, детям было предложено выбрать из предложенных предметов на подносе те, которые по их мнению при магнитятся к магниту. Дети выбрали все металлические предметы. Затем, проверив свои предположения с помощью магнита, дети были сильно удивлены, что некоторые металлические предметы не при магнитились к магниту. Внимательно рассмотрев эти предметы, дети сделали вывод что они сделаны из разных металлов. Так дети с помощью вопросов педагога и собственных рассуждений пришли к выводу что магнит притягивает только железо. Далее мы провели эксперимент чтобы узнать, притягивается ли магнит к магниту. Дети сделали вывод, что магниты притягиваются друг к другу противоположными цветными сторонами. А когда дети пытались соединить магниты одинаковыми цветными сторонами, магниты отталкивались друг от друга. От педагога дети узнали, что у магнита есть два полюса: северный (синий) и южный (красный).
Домашнее задание: найти дома с помощью магнита железные предметы; узнать почему магниты прикреплены к корпусу холодильника, а к ручке нет (дети высказали предположение, что ручка узкая и магниты там не держатся; что если бы магниты были на ручке, не удобно бы было открывать холодильник).


Занятие № 8 (четвертое занятие ноября)

Тема "Звук. Итоговое занятие"
Чтобы дети в интересной форме смогли показать свои знания по теме "Звук", была проведена интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по мотивам известной телевизионной игры. Дети крутили по очереди волчок, двигались по стрелкам на игровом поле, отвечали на предложенные вопросы, зарабатывали за правильные ответы веселые смайлики. Дети показали хорошие знания, и, по результатам игры получили медальки.


Занятие № 7 (третье занятие ноября)

Тема "Звуковые волны. Резонаторы"
На занятии дети познакомились с тем, как распространяются звуковые волны. Так же дети познакомились с резонаторами, усиливающими звук. Мы взяли пустую коробку и стопку книг, равную размеру коробки. Натянули на них резинки и подергали за резинки. Колебания резинки, натянутой на книги, не передаются книгам, т.к. они сплошные и не могут быстро изгибаться. Колебания резинки, натянутой на открытую коробку, заставляют ее тонкие стенки прогибаться в такт колебаниям резинки (резонировать), и от них эти колебания хорошо передаются в воздух. В результате звук был громче. Коробка выполняла функцию деки (верхней части корпуса) многих музыкальных инструментов - гитары, балалайки, контрабаса. Так же на занятии дети изготовили "Палочку дождя", имитирующую характерный звук дождя, который складывается из отдельных звуков падающих крупинок, которые отдельно звучат каждая по своему.


Занятие № 6 (второе занятие ноября)
Тема: "Как слышат люди и животные. Кто слышит лучше и почему?"
На занятии дети познакомились со строением уха человека, узнали как с помощью этого органа слышит человек. Дети узнали, что человек распознает звуки, которые издают предметы, вибрирующие с частотой от 16 000 до 20 000 раз в секунду. Тела вибрирующие медленнее, вызывают инфразвуки, а быстрее - ультразвуки. И такие звуки человек слышать не может, но их могут слышать животные. Дети познакомились с тем, как слышат разные животные, как некоторые животные видят в темноте с помощью звуков, общаются с помощью них, у кого уши расположены внутри тела, кто слышит телом и т.д. Также с помощью опыта дети выяснили, как толщина барабанной перепонки влияет на слух и почему?


Занятие № 5 (первое занятие ноября)
Тема "Как отражается звук?  Где живет эхо?"

На занятии дети узнали, что звук отражается от предметов, встреченных на пути. Мы свернули лист картона в трубку. Сложили полотенце в несколько слоев и положили на него механические часы, а сверху поставили картонную трубку. Приложив ухо к трубке, мы услышали тиканье часов, т.к. звук распространяется вверх.Придерживая второй лист картона над трубкой под углом к ее верхнему краю, приложили ухо к трубке.  Сравнили слышимость при использовании картона сверху и без него. При использовании картона, звук отражался от него и попадал в ухо, расположенное под углом и звук тиканья был гораздо громче. На занятии дети определили что такое эхо, назвали места где можно встретить эхо. С помощью опытов дети узнали как отражается звук. Во время опытов дети заметили, что звук лучше отражается от твердых предметов и возвращается к нам эхом (ведро, чайник). Но как только мы закрыли внутреннюю часть этих предметов тканью, эхо исчезло. Вывод: звук отражается только от твердых предметов, а от мягких - нет. На занятии дети изготовили поделку "Кукареку в стакане". Стаканчик в этой игрушке действует как резонатор, усиливая звук, делая его громче. Когда мы опускаем влажную ткань вниз, то по ленточке передаются вибрации, которые достигают стаканчика. Влажная ткань трется о ленту, вызывая более сильные колебания, чем сухая.


Занятие №4 (4-е занятие октября)

Тема "Звук. Способы передачи звука" (продолжение)
На занятии дети попробовали сыграть со звуком "в прятки". Мы сделали из металлической банки и риса - погремушку, завязали глаза и попробовали потрясти "погремушку" то справа, то слева от ребенка, которому завязали глаза. Дети с легкостью отгадывали откуда идет звук (справа, слева). Затем попробовали погреметь у него за спиной, над головой, и убедились что определить откуда идет звук стало намного сложнее. Это происходит потому, что мы не видим погремушку, но по звуку наш мозг определяет с какой стороны находится предмет. А когда звук появился на одинаковом расстоянии от обоих ушей, то определить где находится источник звука, становится сложно. На занятии мы с детьми попробовали не только услышать, но и увидеть звук. Для этого мы насыпали рис на туго натянутую на чашке пленку. Поднесли к чашке доску и ударили по ней скалкой. Рис подпрыгнул. Дети убедились, что звуковые волны не видны человеческому глазу, но они заставляют вибрировать предметы, которые встречаются на его пути, и эти колебания можно заметить. На занятии дети изготовили научную игрушку "телефон" из бумажных стаканчиков и нитки, действие которой построено на передаче звуковой волны, которая доходит до собеседника по хорошо натянутой нитке. Кроме того, стаканчик направленно концентрирует звук, поэтому прикладывая его к уху, мы прекрасно слышим говорящего. Если натяжение веревки ослабить, то слышимость будет хуже.


Занятие №3 (3-е занятие октября)

Тема "Звук. Способы передачи звука" (продолжение)
На занятии дети опытным путём проверили как распространяется и доносится до нас звук в разных средах (вода, мыльная вода, воздух, гречневая крупа, песок, мелкие камушки). В зависимости от среды, мы слышим звук громче или слабее. В воде звук передается быстрее, чем в воздухе. Чем  плотнее вещество, тем быстрее в нем затухают колебания и звук слабее. На занятии мы вместе с детьми сделали "колокол" из столовой ложки. Для это мы взяли веревку, равную длине раскинутых рук ребенка. В середине веревки сделали петлю , вставили ложку и затянули веревку и сделали несколько узлов (можно закрепить узел скотчем). На каждом конце веревки сделали петельки. Одели петельки на концах веревки на указательные пальчики и заткнули этими пальцами уши. Встали рядом со столом, и раскачали ложку, словно маятник, чтобы она ритмично ударялась об стол. И мы услышали звон "колокола". Почему это происходит? Это и предстояло объяснить детям: ложка ударяется о стол, в результате чего стол начинает вибрировать. Вибрации передаются веревке, на которой висит ложка, и по ней достигают наших ушей, интенсивность звука при этом практически не снижается. Хорошо натянутая под тяжестью ложки веревочка передает звук гораздо лучше воздуха. Именно поэтому мы слышим громкий звук, напоминающий нам набат колокола. Попробуйте провести этот опыт дома с детьми еще раз, вы будете удивлены услышанным звуком!!!


Занятие №2 (2-е занятие октября) 

 

Тема: Звук. Способы передачи звука.

На занятии дети познакомились со способами передачи и распространения звука; с высотой звука; узнали, от чего зависит высота звука. С помощью опыта «Бутылочная симфония», дети убедились, что когда мы ударяем ложкой по бутылке, вода в ней вибрирует, издавая звук. Чем больше воды в бутылке, тем менее интенсивными будут колебания, а значит, ниже звук. А поскольку бутылки мы заполнили по-разному водой, то и звучали они по-разному. У нас получилась настоящая бутылочная симфония. «Поющая трубочка»: когда мы дули в трубочку, она начинала вибрировать (ее легко было почувствовать, приложив палец к трубочке), и от вибрации издавался звук. Меняя длину трубочки, мы меняли высоту звука. Чем короче трубочка, тем быстрее она вибрирует, тем выше звук, который издает трубочка. И наоборот: чем длиннее трубочка, тем медленнее трубочка вибрирует, тем ниже издаваемый ею звук. Вывод: чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше). Также на занятии дети отвечали на вопросы о звуках, которые издают животные и насекомые, рассуждали и объясняли свой ответ.


Занятие №1 (1-е занятие октября)

Тема  "Звук" 
На занятии дети получили представление о причине возникновения звука: вибрация, колебание, дрожание какой-либо среды, хотя эти движения зачастую незаметны для нашего глаза; об источниках возникновения звука. Источником звука являются тела, которые заставляют окружающую среду вибрировать, колебаться (линейка, леска). Дети опытным путем выяснили, почему лучше слышно, если уши большие? На занятии дети изготовили "Жужжащий шарик" (надутый шарик с гайкой внутри). Если шариком быстро совершать вращающие движения, то он начинает "жужжать". Дети самостоятельно сделали вывод почему это происходит: это происходит из-за вибрации, которая создается внутри шарика, когда гайка бегает по внутренним стенкам шарика. Чем быстрее мы будем вращать шарик, тем выше звук, соответственно, чем медленнее - тем звук ниже. Размер тоже имеет значение, чем тяжелее и больше гайка, тем тональность звука ниже!


Занятие №29 (4-е занятие мая)


Занятие № 29 (4–е занятие мая)
Тема «Воздух»
На занятии дети с помощью опыта «Подпрыгивающая монета» смогли увидеть, как с помощью расширяющегося от тепла воздуха можно заставить монету подпрыгнуть, объясняли увиденное. С помощью опыта «Кто быстрее?», дети познакомились с давлением воздуха. Перед тем, как провести опыт «Кто быстрее?», дети высказывали свои предположения о том, какая из бумажек приземлится первой: плоский листочек бумаги или шарик, скатанный из такого же листочка бумаги? После проведения опыта, объясняли увиденное: когда бумажки падают, на них с низу давит воздух. Плоский листок занимает больше места, поэтому на него давит больше воздуха. Вот почему он падает медленнее, чем шарик. На предыдущих занятиях дети познакомились с игрушками с двигателями на воздушном шарике, которые наглядно продемонстрировали принцип работы двигателей на реактивной тяге. Сегодня на занятии дети изготовили свою такую игрушку воздушный шар-ракету. Воздух под давлением вырывался из воздушного шарика и заставлял «ракету», прикрепленную к нему, передвигаться в противоположном направлении. Поиграйте с детьми дома с шариком-ракетой. Это забавно и познавательно! Для этого вам понадобится: длинная нитка, трубочка, воздушный шарик, лучше длинный воздушный шарик-"колбаса", клейкая лента, прищепка. Проденьте нитку сквозь трубочку и натяните нитку между двумя предметами, лучше разными по высоте. Надуйте воздушный шарик и зажмите его конец прищепкой, чтобы из шара не выходил воздух. Клейкой лентой прикрепите шар к трубочке. Подведите трубочку к концу нитки и разожмите прищепку. Посмотрите, что будет! Удачи! До встречи в следующем учебном году!!!

 

 

Видео:

Занятие №28 (3-е занятие мая)

Тема "Воздух"

На занятии дети узнали, что воздух находится во всех предметах. С помощью опыта дети смогли убедиться, что, чем пористей предмет (чем больше у него дырочек), тем он легче по весу и плавает на поверхности воды (хлеб, камень пемза). А тяжелые предметы, опускались на дно, но дети увидели как из них выходил воздух - пузырьки поднимались на поверхность (камень, сахар). Также на занятии дети сконструировали игрушку "Медузу", которой помогал подниматься на поверхность воды - воздух, который находился в теле медузы.


Занятие №27 (2-е занятие мая)

Тема "Воздух"
На занятии дети решали проблемную ситуацию: почему апельсин сначала плавал в ёмкости с водой, а после того как его очистили от кожуры, утонул? Чтобы ответить на этот вопрос, дети через лупу внимательно рассмотрели кожуру апельсина и увидели там "дырочки" и догадались, что в них находится воздух, который и помогал апельсину держаться на поверхности. На занятии с помощью научной игрушки "Подводная лодка", дети увидели как воздух помогает подводной лодке подниматься на поверхность, и как подводная лодка погружается под воду. Сегодня на занятие мы пригласили родителей, чтобы они посмотрели как мы занимаемся и помогли нам сделать воздушного змея для игры с ветром, ведь мы знаем, что ветер - это движение воздуха! Родители вместе с детьми сконструировали тело "змея", а дети самостоятельно его оформили и сделали ему хвост. Получилась очень веселая игрушка! К сожалению в этот день не было ветра, да и территория детского сада не имеет того простора, который требуется для запуска "змея". Поэтому, убедительная просьба руководителя кружка к родителям: сфотографировать, а лучше заснять на телефон процесс запуска "змея" и прислать на телефон Наталье Николаевне или на почту детского сада. Будем очень благодарны!


Занятие №26 (1-е занятие мая)
Тема "Воздух"

На занятии дети вспомнили свойства воздуха, с помощью опыта убедились, что воздух может толкать и заставлять двигаться предметы. С помощью опыта с песком, палочкой и трубочкой, дети узнали как образуются в пустыне барханы и почему в пустыне мало растений. Также на занятии с помощью опыта "Пластилин в воде и газировке", дети смогли убедиться, что воздух помогает предметам держаться на поверхности воды.


Занятие № 25 (2-е занятие марта)
Тема "Воздух"
На занятии дети с помощью опыта познакомились с расширением и сжатием воздуха. Расширение и сжатие воздуха заставляют воздушный шарик, соответственно, увеличиваться или уменьшаться в размерах.
Так же дети убедились, что ветер - это движение воздуха. Дети узнали, что ветер может перемещать предметы.С помощью ветра, полученного с помощью веера, дети заставили двигаться кораблики.

 

Занятие № 24 (1-е занятие марта)
Тема "Воздух"

 

На занятии дети познакомились и поиграли с игрушками с двигателями на воздушном шарике. Игрушки наглядно демонстрируют принцип работы двигателей на реактивной тяге. Из сопла (у нас соплом выступает трубка) под давлением вырывается рабочее тело двигателя (у нас это воздух), заставляя аппарат (машинку, кораблик, вертолетик) передвигаться в противоположном направлении. Забавно и познавательно!

 

 

Занятие № 23 (3-е занятие февраля)
Тема "Воздух"
На прошлом занятии дети с помощью опыта узнали, что воздух имеет объем: мы приклеили кусочком пластилина кусочек салфетки к дну стакана, перевернули стакан вверх дном и погрузили стакан в ванночку с водой. Стакан погружался с трудом, ему мешал воздух, находящийся в стакане. Нам пришлось на него надавить сильнее, пока он полностью не погрузился в воду. После того как мы вынули стакан из воды, салфетка осталась сухой. Это воздух, находящийся в пустом стакане, не дал намокнуть салфетке, а когда мы наклонили стакан, воздух в виде пузырей вышел из стакана, и салфетка намокла. 
На занятии дети смогли увидеть воздух, поймав его в пакет; услышать звук, с которым воздух вырывается при сдувании воздушного шарика. Дети   увидели  с помощью опыта, что наполненный воздухом воздушный шарик тяжелее, чем проколотый воздушный шарик, потому что в нем находится воздух -  поэтому конец стержня с  более тяжелым надутым воздушным шариком опустился вниз. Это доказывает, что воздух обладает массой. 


2-е занятие февраля

Занятие № 22 
Тема "Воздух"
На занятии дети познакомились с воздухом. С помощью опытов узнали такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер. Несмотря на то, что воздух не видим ("невидимка"), дети смогли увидеть воздух в воде - в виде пузырей.


1-е занятие февраля

Занятие 21 

Тема "Искусственный снег из крахмала и не только, иглу из кусочков сахара или удивительное путешествие на северный полюс!"

Вы любите играть со снегом? Мы тоже. Но играть со снегом можно только на улице, и только зимой. Но иногда и зимой снега не дождешься. А что делать, если хочется лепить снеговиков и играть в Северный полюс летом?  И поэтому на заключительном занятии темы "Вода" дети научились делать игрушечный снег, с которым можно играть сколько угодно и он не растает, и который  на ощупь очень похож на настоящий. Из него можно построить крепость и слепить снеговика. А еще дети научились строить иглу - зимнее жилище эскимосов из кусочков сахара. Веселая игра получилась у детей, они смогли смоделировать Северный и Южный полюса, узнали какие там живут животные, почему пингвин и белый медведь никогда не могут встретиться.
-- 


4-е занятие января

Занятие № 20 
Тема "Снежная охота"
Вы когда нибудь разглядывали снежинки? Они похожи на игольчатые звездочки, а также на столбики, шестеренки, колесики на ножках, шестиугольные пластинки, прозрачные колбочки, палочки. Приглядитесь к ним повнимательнее - еще не то увидите! Об этом дети узнали на предыдущем теоретическом занятии. И вот, наконец, мы дождались снегопада и устроили настоящую снежную охоту с увеличительным стеклом за снежными красавицами, чтобы самим увидеть все то, о чем говорили на теоретическом занятии. Восторгу детей не было предела! 
Также на занятии дети узнали (с помощью опыта), что под снегом теплее, чем на поверхности. Недаром снег сравнивают с одеялом. Благодаря этому свойству, снег не дает земле охлаждаться, а также спасает растения от лютых зимних морозов.


3-е занятие января

Занятие № 19 (3 - е занятие января)
Тема "Где найти чистый снег? Фильтрация воды"
На занятии Артем Ф. рассказал детям почему нельзя получить настоящую снежинку в домашних условиях. Мы выражаем глубокую благодарность родителям Веры А., Насти Б., Артема Ф. за поддержку детей в самостоятельном исследовании на заданную в зимние каникулы тему. Спасибо Вам за творческий союз с  детьми, который помогает выработать единые подходы к воспитанию, развитию и обучению дошкольников, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, а также обогащает его личный опыт. На прошлом занятии мы задались вопросом: где найти чистый снег? Мы собрали снег в разных местах города: в лесу, рядом с автодорожной трассой, на дорожке вокруг детского сада, на участке детского сада. Снег мы разложили по баночкам, которые пометили условными значками. Когда снег растаял, мы профильтровали воду. Мы рассмотрели фильтры, сравнили их и пришли к выводу: чище всех образцов оказался снег, принесенный из леса. Но даже в этом образце мы нашли грязные примеси.

 


2-е занятие января

Занятие № 18 
Тема "Почему снег белый?"
На занятии Настя Б. рассказала детям о том, что обычно снежинки крошечные, но и среди них бывают гиганты. Самая большая снежинка которая была обнаружена (1887 г.) - была величиной с автомобильную покрышку, В Москве (1944 г.) выпали снежные хлопья величиной с блюдце.
На занятии мы с детьми провели исследование и узнали почему снег белый. Мы взяли прозрачную пленку – обертку от коробки конфет. Она почти невидимая, если ее положить на цветной лист бумаги, как и ледяные кристаллы, из которых состоят снежинки. Разрезали пленку на несколько крупных частей, сложили их вместе стопочкой. Части листа все так же прозрачны. Потом настригли много – полную горсть мелких кусочков. Все кусочки насыпали горкой на цветной лист бумаги. Вся прозрачность куда-то исчезла, появился белый цвет. Отделили один кусочек – он по-прежнему такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта. Вернули кусочек в кучку – он опять кажется белым. Также и снежинки. Если рассмотреть снежинку, то будет видно, что она не белая, а прозрачная. Но вот нападало много снежинок – целый сугроб, снежинки плотно прилегают друг к другу и сугроб из снежинок уже белый. На занятии дети увидели и узнали, что снег бывает и другого цвета: например в Арктике можно увидеть красный снег, в такой цвет его окрашивают водоросли, которые живут в нем. Несколько лет назад на севере Сахалина выпал черный снег. А все из-за того, что на Камчатке проснулся  вулкан. Снег перемешался с пеплом и стал таким мрачным, но он сделал полезное дело: очистил воздух от пепла. Также снег бывает желтым и зеленым. Это происходит тогда, когда снег освобождает воздух от ядовитых газов. Так мы узнали, что снег очищает воздух.

 


1-е занятие января

Занятие № 17 (1 занятие января)

На занятии дети узнали где и как образуются кристаллы льда - снежинки, из чего состоят снежинки; узнали главную тайну  - почему у снежинок шесть лучей; узнали какой формы бывают снежинки (звёздочки, пластинки, столбики, иголки, кристаллы неопределенной формы); узнали почему в морозный день снег хрустит под ногами. А также получили выращенные кристаллы. На занятии Вера А. рассказала, что они с мамой узнали о том, что в США жил фермер Уилсон Бентли, который первым в мире (в 1931 г.) стал фотографировать  снежинки (5000 снимков), за это он получил прозвище «человек-снежинка». Оказалось, что среди сфотографированных снежинок не оказалось двух одинаковых! Но одно сходство все же у снежинок есть. Почти все ледяные красавицы имеют шесть лучиков.


4-е занятие декабря

Тема "Закрепление знаний о соли. Знакомство с материалом - поролоном"
На занятии дети закрепили знания о соли, ее воздействии на другие вещества, с помощью опыта узнали что чем больше соли растворено в воде, тем большую плотность она имеет и может удерживать менее соленую воду, плотность которой меньше. Также на занятии дети вспомнили как образуются облака и почему идет дождь (материал предыдущих занятий), и промоделировали с помощью облаков из поролона как идет дождь, а ещё познакомились со свойствами материала - поролона. Имея в руках только кусочек поролона,  дети решили проблемную ситуацию: перенести воду из одной  чаши в другую. На основе полученных знаний, дети также решили проблемную ситуацию про двух осликов, один из которых нес мешок с поролоном, а другой с солью, и которым пришлось переплывать речку. Дети, исходя из полученных знаний, должны были догадаться, какому ослику было тяжело в начале пути, какому - в воде, и кто из осликов донес груз до дома? Дети, путем рассуждений, с задачей справились.

Задание на зимние каникулы: 1) выполнить задание к занятию № 11 (ни один ребенок из группы задание не выполнил; Родители, приучаем детей к необязательности); 
2) Вместе с родителями, пользуясь энциклопедией (предпочтительнее) или  интернетом, узнать какие бывают снежинки? (Примерные темы, выбираем только одну: форма снежинок, почему снег белый, кто первым начал рассматривать и изучать снежинки; почему можно встретить черный снег или розовый; или что-то интересное о снеге и снежинках - что найдете).  Ребенку нужно будет на занятии после зимних каникул, рассказать и показать что он узнал о снежинках. Картинки можно распечатать или принести на флешке, можно сделать несколько кадров  в презентации - демонстрировать поможет педагог (выступление не более 2-х - 3-х минут) - учим детей добывать знания в разных источниках информации и презентовать их перед аудиторией сверстников.


3-е занятие декабря

15 занятие "Снег"

На занятие педагог принес целый тазик снега и предложил детям понаблюдать, что произойдет со снегом? Дети конечно же догадались что снег растает, но были очень удивлены тем, что так мало воды получилось после того, как растаяла вся эта куча снега! Так куда же "девался" остальной снег? Некоторые дети предположили почему-то, что он испарился. Но это совсем не так: сколько было частичек (молекул) воды в нем, примерно столько же и осталось. Только вот он изменил свое  состояние. И именно поэтому "уменьшился". Чтобы понять, что случилось со снегом, мы сложили с детьми кубики в коробку двумя разными способами: просто набросали как попало и сложили аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. Кубики, набросанные в коробку как попало, заняли больший объем.Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают больший объем. А когда эти же снежинки растают, то частички (молекулы), из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места. 
Еще у нас возник вопрос: какой снег быстрее тает - рыхлый или плотный? Чтобы ответить на них, мы продолжили наши эксперименты со снегом. Мы взяли два одинаковых кусочка снега. Первый оставили рыхлым. А из второго слепили плотный снежок. И положили их рядом наблюдать, какой же растает быстрее? Уже очень скоро стало понятно, что первым растает тот снег, который был рыхлым. Почему так произошло? Дети сразу догадались: теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растаял быстрее.

Пока дети ждали когда растает снег, мы продолжили опыты со льдом и солью. Дети узнали, что лёд, посыпанный солью тает быстрее, поэтому когда на улице гололёд, дворники посыпают дорожки солью.

 


2-е занятие декабря

 

Занятие № 14 "Солевые кристаллы"

На занятии дети познакомились с образованием солевого кристалла, который вырос на шерстяной нитке, опущенной в концентрированный раствор соли (заготовка прошлого занятия). Из этого опыта дети узнали, что при растворении поваренной соли в воде кажется, что соль полностью исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. Но при определенных условиях они могут собраться вместе и снова стать видимыми. Да не просто видимыми, а создать причудливые структуры. Когда мы делаем перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Так произошло и в нашем случае. Все дети захотели получить такой кристалл, и было принято решение сделать игрушку для елки, покрытую белыми кристаллами (ёлочку или снежинку по выбору). Дети сделали заготовку игрушки из пушистой проволоки, а педагог сделал концентрированный раствор соли, и каждый ребенок опустил игрушку в свою баночку. Так же на занятии дети сделали красивые льдинки с цветными узорами для украшения участка и закрепили знания о твердом состоянии воды - льде.


1-е занятие декабря

Тема "Отличие соленой воды от пресной"

На занятии дети познакомились с отличиями солёной воды от пресной. С помощью опытов дети увидели как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов (яйца). Вывод: соль, растворенная в воде, помогает ей выталкивать и удерживать предметы (опора на опыт детей плавания в море). На занятии дети также сделали заготовки для будущих опытов: залили в соломинки воду и заткнули их с двух сторон пластилином; опустили шерстяную ниточку, висящую на карандаше со скрепкой на конце в сосуд с соленой водой сильной концентрации.


4-е занятие ноября

Занятие №12 (4 занятие ноября)
Тема "Водяной пар"
На занятии с помощью опыта "Облако в банке" дети смогли увидеть как образуются облака (вода в виде пара поднимается вверх, наверху пар охлаждается, т.к. на крышке лежит лёд, образуется туманность в виде облака, по стенкам банки начинает стекать вода). Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. На прошлом занятии дети наблюдали как образуется дождь. На этом занятии педагог предложил детям сделать синий дождь, дети приняли предложение с восторгом и были очень разочарованы, когда дождь получился все равно прозрачный. Но с помощью этого опыта дети узнали, что испаряется только вода, вещества, растворенные в воде не испаряются. Поэтому не бывает цветного, солёного, грязного дождя, ведь с поверхности земли испаряется только вода. На занятии так же дети решали проблемную ситуацию: в какой банке быстрее растает лёд - с горячей водой, с холодной водой или в пустой банке? Высказывали предположения и опытным путем проверяли свои предположения.


3-е занятие ноября


Занятие № 11

Тема «Водяной пар. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе)».

 

На занятии дети познакомились с образованием водяного пара – процессом перехода от жидкого состояния  к газообразному; смогли понаблюдать за тем, как нагреваясь, вода превращается в пар, затем, охлаждаясь, пар превращается в воду. Также на занятии дети получили элементарные знания о круговороте воды в природе.

 

Рекомендации родителям: прочитайте детям еще раз сказку о путешествии капельки (презентация в приложенном файле), которая рассказывает детям о превращении воды из одного состояния в другое. К следующему занятию (28 ноября) пусть дети нарисуют, как они представляют путешествие капельки в природе на ½ альбомного листа цветными карандашами или фломастерами. 

 

 

смотреть сказку

 


2-е занятие ноября

Тема «Лёд – твёрдое состояние воды»

  1. На занятии дети смогли убедиться, что вода на холоде переходит в твёрдое состояние – лёд; что лёд, замерзая, принимает форму предмета, в который была налита вода перед замораживанием (предварительное замораживание воды в формочках разной формы), и что лёд тает и снова становится водой. Посредством опыта дети выяснили, что лёд не тонет в воде («Ледяные кораблики»), узнали, как это сказывается на обитателях водоёмов зимой. Решали проблемную ситуацию «Где быстрее растает лёд: в руке или в руке, одетой в варежку?». Дети были уверены, что раз варежка согревает руки, то и лёд в ней растает быстрее. Путем опыта и рассуждений пришли к выводу: льдинка растаяла быстрее в руке, т.к. варежка задерживает тепло руки. 

1-е занятие ноября

Тема: "Поверхностная пленка воды"
На занятии дети познакомились с понятием "поверхностная пленка воды". Дети экспериментально на практике доказали её существование. Также дети познакомились с клопом - водомеркой (с помощью видеофильма), убедились что это насекомое держится на поверхности воды и бегает по ней, сделали вывод, что насекомому помогает в этом "поверхностная пленка воды". Также с помощью опыта дети узнали, что мыло разрушает поверхностное натяжение (иголка, аккуратно опущенная на поверхность воды сначала стояла на месте, после того как дети капнули жидкое мыло, иголка устремилась вперед, т.к. поверхностное натяжение позади иголки уменьшилось и она устремилась вперед, где натяжение все еще оставалось высоким).


4-е занятие октября

Тема: "Плавучесть предметов"
На занятии дети опытным путем определяли, предметы из каких материалов  тонут в воде, а из каких - нет (железо, резина, пластмасса, пластилин - тонут в воде, дерево - нет). Также с помощью опытов дети смогли увидеть, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы предмета (пластилиновый шарик - тонет; лодочка, сделанная из такого же шарика пластилина - плавает). Так же детей заинтересовало, почему резина и пластмасса тонут, а резиновый мячик и пластмассовый заяц - плавают? Но после рассуждений и наводящих вопросов педагога, дети догадались, что им помогает плавать воздух, который находится внутри этих предметов. Вывод: плавучесть предметов зависит от материала, из которого они сделаны, и их формы.


3-е занятие октября

Тема "Сила воды"
На занятии дети узнали что вода имеет силу с помощью опыта с водяной мельницей. Наблюдая другой опыт, дети смогли сделать вывод, почему вода с большей силой выливается из отверстия у дна бутылки. Это происходит потому, что давление воды тем больше, чем дальше она находится от верха бутылки. Поскольку вода у дна бутылки находится под большим давлением, и вытекает она с большей силой. Чем ближе к горлышку бутылки, тем меньше давление. Здесь сила воды уменьшается, и в результате струйка бьёт на меньшее расстояние. На занятии педагог продолжил упражнять детей в фиксации результатов опытов с помощью условных знаков и символов.


2-е занятие октября

Тема "Плотность жидкостей" (продолжение)
На прошлом занятии дети сравнивали плотность разных жидкостей (масла и воды). А как будет себя вести холодная и горячая вода, какая вода окажется сверху? У нас нет правильного ответа на этот вопрос, а только разные предположения детей, поэтому мы провели эксперимент. Мы поместили горячую красную воду и холодную синюю в контейнер с водой комнатной температуры. Горячая вода менее плотная, чем вода комнатной температуры, поэтому весит меньше и стремится вверх, холодная вода плотнее воды комнатной температуры, поэтому весит больше и опускается вниз. Для следующего опыта мы поставили бутылку с горячей водой на бутылку с холодной водой, а бутылку с холодной водой  на бутылку с горячей. Этот опыт демонстрирует эффект тепловой диффузии (детям это название не озвучивается). В первом случае горячая вода оказывается поверх холодной, и смешивания молекул (частичек) воды не происходит. А во втором случае, наоборот, внизу вода горячая, а вверху холодная. Молекулы (частички) горячей воды начинают стремиться вверх, а молекулы (частички) холодной - вниз, и вода быстро смешивается и становится фиолетовой. Вывод: холодная вода плотнее (тяжелее), чем горячая.


1-е занятие октября

Тема "Плотность жидкостей"

На занятии с помощью опытов дети узнали, что жидкости имеют разную плотность (вес). Жидкости, имеющие разную плотность не смешиваются. Дети смогли наблюдать два красивых опыта, построенных на разной плотности воды и растительного масла: 1. "Лава лампа" - опыт показал как вода и растительное масло не смешиваются, даже при взбалтывании. 2. "Океан в бутылке" - с помощью этого опыта дети смогли наблюдать, как масло в бутылке, плотность которого меньше чем у воды, всегда оказывалось сверху, как бы дети не переворачивали бутылку.


4-я неделя сентября

Внимание! В связи с отпуском руководителя кружка, занятие проводилось дополнительно на 3-й неделе сентября.

 

Тема "Растворимость веществ в воде" (продолжение)

На занятии дети учились с помощью моделей и условных знаков фиксировать результаты опытов и наблюдений в своем дневнике. На занятии дети продолжили знакомиться с водой как растворителем, опытным путем узнали, что вода приобретает не только вкус растворенных в ней веществ, но и запах (кофе, мед). На примере растворения в воде  чернил, дети смогли увидеть как чернила смешиваются с водой  и распределяются по всему стакану. Это происходит  потому, что частички (молекулы) в жидкости всегда находятся в движении. Частички воды и чернил постепенно перемешиваются друг с другом, и получается однородный раствор (ДИФФУЗИЯ - детям это название не озвучиваем). Также на занятии дети, опираясь на полученные знания, сумели разгадать фокус, показанный педагогом, построенный на растворимости краски в воде!


3-я неделя сентября

Тема: "Растворимость веществ в воде"
На занятии дети с помощью опытов определяли какие вещества растворяются в воде, какие придают ей вкус, цвет, запах, а какие не растворяются и выпадают в осадок, какие не растворяются и поднимаются на поверхность. Дети пришли к выводу, что не все вещества растворяются в воде.