Кружки логико-математической направленности Умники и Умницы" (3-5 лет), "Скоро в школу" (5-7 лет)

Цель занятий в кружкеРазвитие интеллектуальных и умственных способностей; формирование предпосылок логического мышления; развитие психических процессов: все виды памяти, восприятие, умение концентрировать внимание на объекте в течение определённого времени и др.; умение воспринимать поставленную задачу; доводить начатое до конца; формирование усидчивости; развитие моторики.  Формирование знаний о составе числа в пределах 10 (20), о арифметических действиях с числами и решении  арифметических и логических задач. 

 


2023  - 2024  учебный год

средняя группа 

Весна

1. Формирование понятий о количественном и порядковом счёте, умений определять место предмета в ряду по-порядку. 

2. Образование числа 8, путём увеличения предыдущего числа на 1. 

3. Ознакомление с числовой палочкой обозначающей число 8. 

4. Закрепление знаний о свойствах фигур: цвет, форма, размер. Знакомство с новым свойством - объёмом. 

5. Определять фигуру с помощью карточек-символов. Развитие умений ориентироваться в таблице.

6. Формирование понятий о количественном составе числа через ассоциации. 

Зима

1. Сравнение чисел и обозначение результатов знаками.

2. Обозначение чисел цифрами, палочками, числовыми карточками в пределах 7. 

3. Образование числа 7 , путём увеличения предыдущего числа на 1. 

4. Развитие умений увеличивать и уменьшать числа на 1  с использованием числового ряда. 

5. Развитие умений кодировать и декодировать числа с использованием палочек Кьюзенера. 

6. Закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, используя блоки Дьёнеша. Развитие умений находить нужный блок прочитывая символы. 

Обучение образованию число 7, путём увеличения на 1 предыдущего числа. Определение места числу 7 в числовом ряду. Знакомство с цифрой 7 и числовой палочкой 7 (чёрная). 

Сравнение чисел и обозначение результатов сравнения знаками < , >, =. 

1. Задание: "Сложи узор" (кубики Никитина)

2. "Подбери деталь к домику."

1. Создание 3D объектов по образцу. Учить видеть скрытые элементы

2. Учить отсчитывать предметы на 1 больше, чем на образце.

3. Строить числовой ряд , используя числовые карточки. Понимать закономерность увеличения каждого последующего числа на 1. 

4. Упражнение в счёте предметов в пределах 6, соотнося последнее числительное ко всему множеству.

1. Учить обозначать множества числовыми палочками.

2. Учить находить геометрические фигуры, используя схему, состоящую из карточек символов, и собирать заданный предмет.

3. Учить отсчитывать предметы, расшифровывая числовую палочку (например: красная палочка - отсчитать 4 предмета).

1. Учить считать предметы и обозначать количество числовой палочкой, например: три - голубая палочка, 5 - жёлтая и т.д. 

2 Закреплять знания о местоположении чисел в числовом ряду.

1. В состав знакомств входит 4 и 5 из двух меньших. 

2. Образование числа 6 путь увеличения числа числа 1. 

3. Формирование знаний о соседях чисел числового ряда. Понимания того, что каждое следующее число числового ряда на 1 больше, чем предыдущее.

4. Обозначение чисел, цифрами, числовыми карточками и числовыми палочками. 

5. Развитие креативного мышления путём конструирования из числовых палочек Кьюзенера.

6. Знакомство с мини-роботом. Обучение программированию. 

Осень

Знакомство с составом числа 3 из двух меньших чисел (2и1; 1и2)

Развитие умений находить блоки, прочитав символы, обозначающие свойства фигур (цвет, размер, форма), а также умения ориентироваться в таблице (помещать найденный блок в нужное окно таблицы). 

Знакомство с составом числа 2 из меньших чисел (1и1). Формирование понятий о парных предметах. Упражнение в количественном счёте предметов, в увеличении и уменьшении множества на 1. 

Упражнение в количественном счёте предметов и обозначении нужной цифрой. Формирование умения строить числовой ряд слева направо, и понимания, что каждое число имеет строго своё место в числовом ряду.

Упражнять в пространственной ориентировке на плоскости(справа (слева) от предмета, на, над, под ). Развитие креативного мышления, предпосылок логического мышления в упражнениях с кубиками "Сложи узор" и блоками  Дьенеша. 

202 2 - 202 3 учебный год

Младшая группа 

Кружок "Умники и умницы"

Май

1. Обучение прочтению схемы и создание объектов по ней. 

2. Формирование пространственных понятий. 

3. Закрепление знаний о числовом ряде. Умение строить числовой ряд. Формирование понятий о том, что каждое число находится строго на своём месте в числовом ряду. Формирование понятий о соседях чисел в ряду в пределах 5. 

4. Развитие мыслительных операций  в упражнении "Сделай такой же, но другого цвета, размера". 

Апрель

1. Образование числа 5, путём увеличения предыдущего на 1.

2. Знакомство с порядковым счётом ( на каком месте, кто первый, второй и т.д.) 

3. Формирование умений находить предмет по карточкам-символам, соединяя три свойства.

4. Развитие креативного мышления с помощью создания предметов из геометрических блоков и палочек.  

5. Упражнение в счёте и отсчёте предметов. Обозначение множеств предметов цифрами, палочками, карточками.

6 Составление логических  цепочек по памяти.

 

Март

В марте дети продолжили обучение количественному счёту в пределах 4. Обозначение  чисел знаковой системой (цифрами, числовыми карточками, числовыми палочками). 

Дети учились кодировать и декодировать числа с помощью палочек Кьюзенера. 

Продолжали упражняться в нахождении геометрических блоков Дьёнеша по символам, объединяя три свойства (размер, цвет, форму). 

Учились подбирать блок с противоположными свойствами. Например: найди такой же, но другого цвета, размера, формы и т.д.

Закрепляли знания о местоположении чисел в числовом ряду. 

Февраль

1. Образование числа 4 путём увеличения предыдущего на 1.

2. Обозначение числа числовой карточкой, числовой палочкой, цифрой. 

3. Построение числового ряда.

4. Выделение и обозначение символами свойств предметов.

5. Развитие творческого воображения, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

6. Развитие внимания, восприятия, пространственного мышления.

7. Обучение количественному счёту в пределах 4.

Отсчитываем предметы по цифрам. 

Составляем ковры для цветных комнат с помощью кубиков Никитина "Сложи узор"

Январь

Задачи на январь. 

1. Продолжение работы с таблицами. Развитие зрительной памяти, умение удерживать в памяти несколько свойств (цвет, размер) объекта и помещать в нужную клетку таблицы по памяти.

2. Образование числа 3 путём увеличения предыдущего числа на 1. Обозначения чисел цифрой, числовой палочкой и числовой карточкой. 

3. Развитие умений ориентироваться на плоскости, формирование пространственных понятий : на, над, под, между, слева от, справа от..

4. Продолжение работы с геометрическими блоками. Развитие умений видеть и читать схему , а затем воспроизводить с помощью блоков многослойный рисунок.

 

 


Декабрь

3 ЗАНЯТИЕ ДЕКАБРЯ:

1. Знакомство с таблицей. Умение ориентироваться в таблице по образцу и по памяти.

2. Знакомство с понятиями "узкий", "широкий"

3. Образование числа 3 путём прибавления единицы.

1 И 2 ЗАНЯТИЕ ДЕКАБРЯ:

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИЕЛ ЦИФРОЙ, ЧИСЛОВОЙ ПАЛОЧКОЙ И ЧИСЛОВОЙ КАРТОЧКОЙ. 

Формирование умений быстро определять число и выполнять инструкцию педагога, находить нужный символ (цифра, карточка, палочка). 

Ориентировка на плоскости

Формирование умений находить фигуру нужного размера, формы и цвета и определять место на листе. Данное упражнение позволяет удерживать в памяти до 3-4 мыслительных операций. 

"Найди лишнюю фигуру и объясни свой выбор"

Ноябрь

На втором занятии продолжили формировать понятия о свойствах предметов. Познакомились с символами обозначающими такие свойства, как цвет, форму, размер. Учились по символам находить нужные фигуры. Учились сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар(столько  же, больше, меньше)

 

На первом занятии ребята познакомились с числом один. Узнали, что число можно обозначать цифрой, числовой палочкой, и числовой карточкой. Узнали, что предметы имеют свойства. Учились выделять цвет, форму, размер. И обозначали свойства символами.

 


2021 - 2022 учебный год

Кружок "Скоро в школу"

подготовительная группа


Март

Тема марта: (4 занятия). Упражнения на решение примеров на сложение и вычитание. Обучение определению время по часам (5, 10, 15, 20 мин, пол часа, ровный час). Логические упражнения направленные на развитие психических процессов, вычислительных умений через блоки Дьенеша. Развитие графических умений.


Февраль

Тема февраля: (3 ЗАНЯТИЯ) образование чисел до 100, счёт десятками; продолжение обучения определять время по часам (5, 10, 15 мин). Состав чисел из двух меньших в пределах 10. Работа с двухзначными цифрами и числами (определение десятков и единиц). 

Январь

Тема января: (3 ЗАНЯТИЯ) Образование чисел 3-го, 4-го, 5-го  десятка. Обучение счёту десятками.  Решение примеров на сложение и вычитание . ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЁМНЫХ ФИГУР. ЗНАКОМСТВО С ЦИФЕРБЛАТОМ, ОБУЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЯ ПО ЧАСАМ (РОВНЫЙ ЧАС, ПОЛОВИНА ЧАСА).

 


Декабрь 

Тема декабря : (4 ЗАНЯТИЯ) Образование чисел второго десятка. Двузначные цифры. Состав числа 8 из двух меньших. Решение арифметических задач на сложение и вычитание. Знакомство с измерениями и измерительными приборами.